Образование за рубежом: обмен опытом или побег из страны?

15 мая 2013

Все больше украинских абитуриентов склоняются к получению высшего образования за пределами СНГ. С каждым годом эта тенденция только набирает обороты. Самые умные украинцы получают бесплатное образование. Теоретически, мы могли бы гордиться своими талантливыми согражданами, ведь полученные знания они могли бы внедрять в наших реалиях. Практически же, далеко не все возвращаются передавать полученный опыт на просторы родной страны.

Получить иностранный диплом - не такое уж простое дело. Необходимо четко понимать, к чему стремиться. А это не так уж просто, учитывая существующее разнообразие направлений. После школы перед вчерашним учеником стоит огромный выбор университетов и специальностей и понять, особенно без опыта, что лучше, а что хуже - очень непросто. Абитуриент должен найти для себя подходящее предложение (или хотя бы какое-то предложение), согласовать все финансовые вопросы (например, рассчитать общие затраты и сравнить их с существующими возможностями, или же выиграть гранд/стипендию). Далее следует запутанный, многоуровневый процесс сбора документов, написание разнообразных эссе и мотивационных писем, и, в конце концов, получение визы.
В современных украинских реалиях именно деньги делают процесс поступления очень простым. В Украине множество агентств, которые могут помочь поступающим со всем формальностями во время вступительной кампании. Именно поэтому образование за рубежом чаще всего получают три категории студентов:

- либо материально обеспеченные;
- либо очень умные, которые смогли выиграть гранд либо стипендию;
- либо активные и, если можно так сказать, дерзкие, которые смогли найти спонсоров и доказать, что они стоят инвестиций.

Точное количество студентов в иностранных вузах не может назвать даже Министерство образования Украины. Образовательные агентства сообщают, что чаще всего наши соотечественники для обучения выбирают такие страны как США, Канаду, Великобританию, Германию, Польшу, Венгрию и Чехию. Страны восточной Европы привлекают наших студентов не только возможностью получить диплом европейского образца, но и сравнительно низкой стоимостью обучения и родственным менталитетом.

"В Праге я часто слышу русский и даже украинский язык, - рассказывает Антон, студент Чешского технического университета в Праге: Вообще-то, я собирался поступать в КПИ, но когда встретился с другом, который тут учился, он меня «зажег» идеей о Чехии. Я сейчас только на втором курсе, но уже работаю по специальности в компании, которая разрабатывает программное обеспечение для компьютерных игр. Дома я был только летом и не знаю, вернусь ли в Киев, когда получу диплом. Только в том случае, если найду в Украине работу, которая бы меня устраивала. У нас игорная индустрия развита слабее, чем в Чехии. Хотя, возможно, именно я и буду основателем украинской версии Electronic Arts”.

В Украине заграничный диплом производит очень позитивное впечатление на большинство работодателей. Обучение в другой стране - это существенный плюс для резюме молодого специалиста.

Особенности международного образования

Что касается системы образования за рубежом, то и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, западные университеты предоставляют образование через очень гибкие учебные программы. Подобные системы самым лучшим образом приспосабливаются к последним тенденциям той или иной области знаний, а также оперативно реагируют на вызовы времени и требования сумасшедшего современного мира. В Украине совсем иная ситуация. Не смотря на все старания приобщиться к Болонскому процессу, процесс трансформации часто растягивается на долгие годы всевозможных согласований и прохождений сквозь множество бюрократических машин. Из-за наличия непобедимых советских стереотипов, и даже из-за отсутствия желания вообще что-либо менять, иногда кажется, что наша система образования так и останется консервативной, устойчивой, неизменной кузницей кадров, которые абсолютно не приспособлены к современным условиям труда.

Во-вторых, практическая направленность образовательного процесса за рубежом ценится намного больше «сухой» теории, которую предлагают почти все отечественные вузы. Поэтому, по окончанию образования студент европейского, американского либо восточно-азиатского университета - готовый специалист, который практически мгновенно адаптируется к специфическим условиям любого производства, организации, компании. В то время, как наши молодые специалисты должны почти «с нуля» обучаться практическим навыкам своей профессии.

Наконец, в-третьих, огромную роль играет человеческий фактор. Значительное количество коллективных заданий в проектной технологии обучения ставит студентов в такие условия, что им необходимо учиться работать и чувствовать себя частью команды. Это настраивает будущего специалиста на поддержку корпоративного духа на рабочем месте, здоровую конкуренцию и желание быстрого карьерного роста.

Таким образом, во время обучения студент не только приобретает базовые знания, опыт практической работы, но и навыки устанавливать позитивные отношения с коллегами. Учитывая это, не удивительно, что работодатели очень охотно приглашают именно таких молодых специалистов на работу, заметим, что работодатели - как украинские, так и зарубежные. Если вспомнить размеры украинской заработной платы, которой едва хватает на жизнь, несложно догадаться, какой выбор сделает студент с зарубежным дипломом.

Не только эти причины являются главными среди факторов печально известного «оттока талантливой молодежи». Сюда можно причислить низкие стандарты жизни в Украине, ужасный уровень защищенности личности, непобедимая бюрократическая машина и так далее. Список можно продолжать бесконечно, у каждого свои пункты.

Возвращаться или не возвращаться?

Рано или поздно этот вопрос задают себе обладатели украинского гражданства и иностранного диплома. Предвидя это, некоторые стипендиальные программы обязывают участников по окончанию обучения вернуться на родину и продолжать свой карьерный путь у себя в стране. Особенно этот пункт актуален в условиях программ финансовой помощи в США. С этой страной у украинских абитуриентов особенные отношения. Некоторым из тех, кто прошел все этапы поступления и получил долгожданное приглашение на обучение, могут просто отказать в визе. Например, на основании недостаточной связи с родиной. Опять-таки, эти отказы обусловлены массовым потоком иммигрантов из Украины.

Но не всегда студенты категорически хотят остаться. Большинство студентов все-таки возвращается, по самым разным причинам. Главный мотив возвращения чаще всего психологический. Студенты скучают за семьей, любимыми. Некоторым выпускникам так и не удалось приспособиться к особенностям культуры чужой страны. В конце концов, патриотические мотивы не позволяют некоторым студентам покинуть на произвол судьбы свою родную страну. В новой стране человек начинает свою путь с самого начала, и подобный стресс могут выдержать далеко не все. Для того, чтобы пережить такой тяжелый период в жизни, необходимо очень много и упорно работать, что далеко не всегда присуще украинскому менталитету.

Общеизвестным фактом является то, что большинство мировых экономистов считают Украину страной третьего мира. Отток талантливой молодежи - печальная тенденция, которая в нашей стране прогрессирует. Она же Украину и губит. Точно так же, по этой причине сегодня все больше ослабевают экономики Кении, Эфиопии, Нигерии, и другие африканские страны, а также страны Латинской Америки.
Схема довольно простая. Университеты развитых стран выделяют определенное количество бесплатных мест для обучения перспективных иностранцев, в том числе африканцев. Это делается для того, чтобы студенты смогли делиться знаниями и развивать производство и науку в своих странах. Но, вместо этого, иностранные студенты остаются в стране обучения навсегда.

Таким невероятным образом оказывается, что врачей из Эфиопии только в одном американском городе Чикаго больше, чем во всей Эфиопии. Более 80% ямайцев и гаитян с высшим образованием, живут в зарубежных странах.

Сейчас кажется, что Украина очень далека от этих проблем, но все больше отечественных программистов, врачей и других очень важных профессий эмигрируют за океан или в Европу. Особенно за границей ценят наших врачей. Они не «разбалованы» современным медицинским оборудованием и всевозможными уникальными технологиями. Они привыкли рассчитывать на свои знания и навыки. Нашим медикам пока еще в новинку полностью доверять аппаратуре и новым, незнакомым, дорогостоящим лекарствам. В то же время, украинские программисты известны своими нестандартными подходами: они находят очень творческие выходы из сложившихся критических ситуаций.

Получается полностью замкнутый круг. Хорошим специалистам на родине не остается работы с соответствующим уровнем заработной платы, а развивать и продвигать страну невозможно без талантливой молодежи. Невозможно двигаться на пути прогресса также и без профессионалов с зарубежным опытом работы, без обмена знаниями. Остается только верить в «широкую славянскую душу» и надеяться на тех людей, у которых еще не угасли патриотические чувства.